Одним из приоритетных направлений системы образования Калининградской области является формирование и развитие функциональной грамотности у обучающихся.
Функциональная грамотность обучающихся – это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности полноценно и продуктивно жить в изменяющейся природной и социальной среде.
Калининградский областной институт развития образования ведет активную работу для развития данного направления. В частности, на постоянной основе для педагогов проводятся курсы повышения квалификации по формированию и оценке функциональной грамотности у школьников, осуществляется сопровождение исследований в области оценки качества образования, а также ведется разъяснительная работа среди обучающихся и родителей о проводимых мероприятиях.
Обучающиеся образовательных организаций Калининградской области принимают участие в исследовании сформированности функциональной грамотности с 2020 года.
Целями исследований в области функциональной грамотности являются:
• выявление достижения обучающимися личностных результатов (готовность и способность к саморазвитию и самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок);
• выявление достижения обучающимися метапредметных результатов (освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные; способность использования в учебной, познавательной и социальной практике личностных результатов обучения);
• определение актуальных проблем для решения в рамках федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ;
• формирование методических рекомендаций для педагогических работников региона.
• Нормативно-правовая база
• Мониторинговые исследования
• Информационно-методические материалы
Функциональная грамотность
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Федеральный уровень
Региональный уровень
Школьный уровень
Интернет ресурсы
Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытые задания: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA: https://profcentr.ggtu.ru/images/documents/izd_function.pdf
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы(5 — 9 классов): http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
Вебинары для учителей предметников по функциональной грамотности: https://uchitel.club/webinars